+7(38475)6-26-53
ул. Комарова д .4 пом.21
МБОУ "Центр ПМСС" г.Междуреченск

Начальная школа

 Возможные причины того, что ребёнок не может постоять за себя:

Причина того, что ребенок не может дать сдачу и постоять за себя, может быть как одна, так и несколько. Нужно подумать и вспомнить не слишком ли много у ребенка было ограничений и запретов, не ограничивали ли вы его в контактах и не пытались решить за него все конфликты со сверстниками? А, может, ребенок копирует ваше поведение?

 

1. У ребенка сформировано понятие, что «хороший» человек - это тот, кто не дерется с другими детьми, что драться плохо, что за это наказывают.

2. Ребёнок не считает драку приемлемым для решения конфликта.

3. Ребенок не умеет решать конфликты и договариваться, так как опыт общения со сверстниками небольшой и чаще позитивный.

4. Слишком активная мама, волевая, настойчивая, решающая за ребенка все его проблемы и делающая за него самую трудную работу. Все конфликты всегда предупреждаются и решаются родителями, у ребёнка нет возможности потренироваться в решении конфликтов самому.

5. В семье все проблемы решаются бесконфликтно, и ребенок никогда не наблюдал, как близкие люди проявляют защитные реакции.

6. Тревожная мама, которая ограничивала его от любых потрясений, от лишних контактов, предупреждающая каждое движение ребенка.

7. Когда в период развития самостоятельности (2-3 года) ребенка ограничивали в этой самой самостоятельности. Поэтому сейчас, вместо того, чтобы добиваться цели, ребенок просто от нее убегает.

 

Как научить ребёнка не давать себя в обиду:

 

1. Учите поступать с другими так, как бы ребенок хотел, чтобы поступали с ним.

 

2. Надо помогать ребёнку, укреплять веру в себя, поддерживать его достоинство и самоуважение. Сила – не решение проблемы. Отбросьте мечты о карате, как о спасении от проблемы неумения давать сдачи. Единоборства воспитывают другие, более полезные качества мужчины – умение контролировать себя, выносливость, силу, концентрацию.

 

3. Вам нужно изменить свою позицию по отношению к ребенку. Продумайте еще раз систему запретов и наказаний дома, подумайте, не слишком ли вы давите на него морально, не перегружена ли его излишними запретами и ограничениями. В возрасте 5-8 лет для ребенка важна похвала и поддержка взрослых. Относитесь с пониманием к своему ребенку, чаще говорите, какой он у вас взрослый, какой сильный. Докажите, что вы доверяете ему, видите в нем взрослого ребенка и всегда готовы помочь.

 

4. Если ребенок фантазирует, как он будет давать сдачи обидчику – подыграйте ему, но так, чтобы это не было агрессивно. Разыграйте разные сценки, как можно ответить обидчику, и не только с помощью силы. Не транслируйте ребенку установку, что надо сразу же давать сдачу, учите его в случае провокации разрешать ситуацию мирными способами. Чем больше вы найдете вариантов, тем больше шансов, что один из вариантов ребенок все-таки найдет для себя подходящим и использует его в разрешении конфликта. Кроме того, ваша поддержка придаст ему уверенности в себе.

 

5. Позволяйте ребенку больше общаться с другими детьми.

 

6. Важно научить ребенка при провокациях сохранять уверенность в себе и не пускаться в слезы, не начинать заводиться, не опускать глаза – уверенная позиция – это то, что меньше всего ждет от нас обидчик. Сохранение уверенности конфликте - это важная предпосылка и успешного его решения, и вот залог того, что в будущем "не полезут". К уверенному в себе человеку никто и не подойдет просто так, чтобы ударить или обидеть.

 

7. Родителям важно показывать ребенку пример грамотного решения конфликтов, конструктивного общения и уверенности - тогда ребенок будет усваивать хорошие образцы.

 

 

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

-проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

-помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

-контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

-не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";

-стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

-избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;

-реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

-повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

-не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

-выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

-для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

 

  1. Изменение психологического микроклимата в семье:

-уделяйте ребенку достаточно внимания;

-проводите досуг всей семьей;

-не допускайте ссор в присутствии ребенка.

 

  1. Организация режима дня и места для занятий:

-установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

-чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

-снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

-оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

-избегайте по возможности больших скоплений людей;

-помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

 

  1. Специальная поведенческая программа:

-придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

-не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

-чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

-составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

-воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

-не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

-постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

-не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

-не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

-помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

-не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколь- ких звеньев;

-объясните ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

          Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

          Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":

-лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

-запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

-прием "выключенного времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

-чернильная точка на запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на "скамейке штрафников";

-холдинг, или простое удержание в "железных объятиях";

-внеочередное дежурство по кухне и т.д.

          Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить "урок жизни". Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

-если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

-если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.

-если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

          Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки "принятия". В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика "позитивной модели", заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

          Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

          Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5- 6 лет.

 

Вы с волнением и нетерпением ожидали дня, когда Ваш ребёнок пойдёт в первый класс , станет школьником. Это событие значимо и для ребёнка и для родителей.

 

     Особенности адаптации ребёнка к школе во многом зависят от поведения родителей, и в Ваших силах сделать так, чтобы этот процесс прошёл для него наиболее безболезненно.

 

     Ребёнку трудно привыкнуть к рамкам школьной жизни . К малышу в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми.

 

     Как и мы, взрослые, дети реагируют на состояние неопределенности всем существом: у них нарушается биологическое равновесие , снижается устойчивость к стрессам, растёт напряжённость. Могут появиться состояние тревоги, капризы, упрямство.

 

     Нам кажется, что 1 сентября ребёнок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником.  Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учёбой, а не игрой. Но в реальности никаких изменений  с ребёнком не происходит. И 2-го, и 3-го , и 10-го сентября он остаётся всё тем же вчерашним дошкольником. Ребёнок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней, прибавляется боязнь не выполнить родительские наставления.

 

      Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один момент ,должно пройти время. Адаптация к школе занимает не неделю, не месяц, это длительный и сложный процесс.

 

   Первое время ребёнок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Маленький первоклассник сочетает в себе черты и школьника и дошкольника. Ребёнку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником, а когда имеет право вести себя как дошкольник. Ребёнок имеет право на дошкольные формы поведения. Игра, естественное занятие первоклассника. Если мы активно поощряем его учебные успехи, важно поддержать и его игровую инициативу. Для многих детей характерно некоторое усиление интереса к игре. Это естественное явление, помогающее кроме всего, снять напряжение. Игровая деятельность постепенно сойдёт «на нет» с возрастом, но если стараться её искоренить, то это не принесёт ребёнку никакой пользы.

 

       Очень важно опираться на желание ребёнка учиться. Как правило, дети идут в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно всячески поддерживать это желание. Если искренне интересуются школьной жизнью ребёнка, расспрашивают его о школе, делятся своим школьным опытом, это, конечно, укрепляет его учебную мотивацию.

 

       Обучение в школе- новая деятельность для ребёнка. Важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах ребёнку необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности в адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему в первое время ему особенно важно поощрение. Хвалить первоклассника- не просто называть его молодцом или умницей. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим ребёнка не самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности (например: «ты очень аккуратно написал буквы», а не «умница, отлично»).Т. е. ребёнок должен понимать, за что его хвалят, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником.

 

       В школе ребёнок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Если мы хотим, чтобы главными для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться ,прежде всего самим. Когда мы спрашиваем «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят играл? Какие уроки были самыми интересными?» дают ребёнку понять, что главное в школе это учение и общение. Ребёнок должен понимать, что задания, которые даются в школе, должны выполняться , чтобы узнать новое , а не получить отметки.

 

      Постарайтесь почаще сравнивать успехи ребёнка с самим собой (а не с соседом), («ты читаешь лучше, чем неделю назад, ты повзрослел с тех пор, как стал школьником»).

 

        Начало обучения в школе для ребёнка- это прежде всего большие нагрузки. Школьный режим для него внове. Как избежать переутомления? Если ребёнок привык спать днём, лучше сохранить дневной сон. Можно ограничить виды деятельности, возбуждающе действующие на ребёнка: посещение цирка, нанесение визитов, приглашение гостей. Желательно ограничить просмотр Т В и ,время, проводимое за компьютером.

 

       Если ребёнок сильно устаёт, можно укладывать его пораньше. Важно, чтобы ребёнок бывал на улице. В школе двигательная активность ограничена, Поэтому важно дать ребёнку возможность подвигаться во второй половине дня. Бег, плавание, хорошо помогают снимать напряжение.

 

        Очень важно ограничить время приготовления уроков, которое недолжно превышать 1 час ( с перерывом через 30 минут). Возможно, задание не будет выполнено идеально, но что для нас важнее: здоровье ребёнка или безупречно написанная строчка?!

 

       Быть родителями первоклассника не просто. Бывает не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребёнком. Порой мы забываем, как трудно осваивать совершенно новую деятельность. Мне хочется предложить Вам эксперимент. Возьмите ручки и напишите фразу «Мой ребёнок первоклассник». Не правда ли, просто?! А теперь возьмите ручку в другую руку и напишите то же самое другой рукой. Посмотрите на эти две строчки. Как ровно и красиво мы пишем одной рукой, и как трудно и непривычно даётся письмо, если мы переложили ручку в другую руку. Если вам покажется, что ваше терпение на исходе, что у вас нет больше сил заниматься с ребёнком, вспомните ,пожалуйста, это упражнение.

  

      И ещё: чтобы учителю было легче найти подход к каждому ребёнку, расскажите ей об особых чёрточках в характере ребёнка, о том, чего он боится, на что обижается, тогда учитель легко найдёт с ним общий язык