+7(38475)6-26-53
ул. Комарова д .4 пом.21
МБОУ "Центр ПМСС" г.Междуреченск
12.08.2015

Если ребёнок боится

 

«Я боюсь!» - родители часто слышат эти слова от своих детей. Иногда ребёнок и не говорит об этом, но по его поведению можно догадаться, что ему неуютно, дискомфортно, страшно. Нужна ли в таких ситуациях помощь психолога или родители могут помочь ему самостоятельно?

Страх – это не вредная эмоция, это нужная эмоция человека, которая помогает ему избежать или преодолевать потенциально опасные ситуации. Лёгкие опасения и тревоги помогают человеку справляться со стоящими перед ним задачами.

Сильный, навязчивый страх мешает человеку, делает его работу неэффективной, а психологическое состояние дискомфортным.

В процессе развития ребёнок проходит несколько возрастных этапов, и на каждом возрастном этапе он переживает и учится справляться с определённой группой страхов.      

Так, в раннем возрасте ребёнок начинает бояться незнакомых ему людей, что является одним из важнейших показателей его нормального интеллектуального развития.

Для детей 2-3 лет является типичным тревога и страх при изменениях привычного уклада жизни (поездка в гости, поступление в детский сад и пр.), а также страх сказочных персонажей (Бабы Яги, Серого Волка др.).

В 3-4 года ребёнок может бояться темноты, одиночества, замкнутого пространства.

В возрасте 6-7 лет ребёнок начинает задумываться о том, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются, живут, а потом умирают, в этот возрастной период часто появляется страх смерти.

С поступлением в школу самым распространённым страхом у детей является страх не соответствовать ожиданиям взрослых (страх получить двойку, опоздать в школу, быть плохим учеником и т.д.).

Вышеназванные страхи являются возрастными, как правило, по прошествии некоторого времени они проходят сами по себе. Поэтому, если они не доставляют сильного дискомфорта,  ребёнку не требуется профессиональная помощь психолога, достаточно поддержки, внимания и  понимания со стороны родителей.

У эмоционально чувствительных, впечатлительных детей страхи могут принимать навязчивый характер, и если во время не избавиться от таких переживаний, то они могут сохраняться и проявляться и во взрослой жизни.

Существует несколько причин возникновения такого навязчивого страха. Самая распространённая из них – внушение страха, когда взрослые слишком эмоционально обсуждают какую-нибудь ситуацию, предупреждают ребёнка об опасности, при этом ребёнок не может адекватно оценить степень опасности, но бурная реакция взрослого наполняет ребёнка тревогой и страхом. 

Если взрослые чрезмерно опекают ребёнка и не дают возможности ему самому справиться с какими-то делами и ситуациями, то ребёнок, будучи не уверен в своих силах, становится очень зависим от взрослых, и склонен испытывать страхи.

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Если ребёнок впечатлительный, с богатым воображением, то нередко он  сам придумывает себе предмет страха. (Приведение в темноте).

Чувство страха может сформироваться из-за конфликтов в семье, когда ребёнок теряет ощущение стабильности, защищённости, боится оказаться причиной конфликта.

Иногда причиной детских страхов является конкретный случай, напугавший ребёнка (укусила собака, потерялся в парке).

Бывает, что страх является одним из симптомов более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники.

 

Как родители могут помочь ребёнку справиться со страхом?

 

При работе со страхами важно соблюдать осторожность и деликатность, нельзя давить на ребёнка, это может только усугубить имеющиеся проблемы. Не стоит надеяться на мгновенный результат. Преодоление страха – это дело многих дней, а может быть и недель.

Эмоциональное благополучие ребёнка зависит в первую очередь от атмосферы в семье. Поэтому, если у ребёнка страхи, то родителям необходимо задуматься о том, не нужно ли что-то изменить в отношениях с ребёнком. Может быть, некоторые особенности детско-родительских отношений закрепляют страхи и не способствуют их успешному преодолению. Мягкое реагирование на страхи, теплота и принятие, поддержка и понимание - самые действенные способы преодоления страхов.Также, необходимо контролировать, какие программы ребёнок смотрит по телевизору, в какие компьютерные игры играет (нужно избегать сцен с запугиванием, жестокостью, насилием).

Высокоэффективным методом в работе со страхом является его изображение: рисование, лепка из пластилина, глины, песка и последовательное дальнейшее преобразование фигуры страха. В начале работы важно расспросить ребенка о содержании страха, его характере, привычках, причинах «плохого» поведения. Далее, с опорой на фантазию, воображение ребёнка можно предложить смоделировать выход из сложившейся ситуации. Обычно ребёнок сам придумает, как можно сделать страшный персонаж совсем не страшным. Приведу примеры некоторых вариантов преобразования «страшного персонажа»:

- дорисовать (слепить) защитника, волшебный предмет-оберег;

- закрасить «страшного»;

- дорисовать (долепить) интересные детали;

- «нарядить на день рождения»,

- «предложить страху визит к косметологу, парикмахеру»,

- «сделать страху сюрприз»;

- превратить «страшное» в «смешное» (доброе);

- преобразовать мрачное в красивое;

- сочинить сказку со счастливым концом;

- помочь страху найти друга (стать дружелюбным);

- уничтожить «зло» (скомкать, порвать, выбросить и т.д.).

 

После снижения интенсивности переживания страха можно нарисовать рисунок на тему «Как я не боюсь», где ребёнок нарисует себя победителем страха.

Ещё одним способом преодоления страха является игра. В игре ребёнок сначала может выступать в роли пугающих персонажей, и с удовольствием «пугать» родителей. А на следующем этапе можно поменяться ролями и родитель играет роль «страшилки», а ребёнок его обязательно побеждает. Такие игры позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, эмоционально отреагировать на неё.

В процессе преодоления страхов важно поддержать любые, даже самые незначительные успехи ребёнка. Лучше всего - быть рядом, когда ребёнку страшно, оказывать поддержку, вместе придумывать способы (включая волшебные), как справиться со страхом. Если в семье ребёнок чувствует себя в безопасности, когда рядом спокойные, внимательные, любящие мама и папа, то довольно скоро ребёнок справится со страхами, и научится находить выходы из сложных ситуаций. 

            Однако, бывают ситуации, когда родители не могут самостоятельно преодолеть проблему. Важно заметить, что проблемы ребёнка выходят за рамки обычных возрастных трудностей. В случаях патологических страхов, нарушающих полноценное развитие ребёнка, препятствующих общению с окружающими, необходима помощь психолога. Психолог окажет профессиональную помощь в преодолении эмоциональных нарушений у ребёнка.

 

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных