+7(38475)6-26-53
ул. Комарова д .4 пом.21
МБОУ "Центр ПМСС" г.Междуреченск

Дошкольный возраст

 Уважаемые родители!

Одним из залогов успешного обучения в школе является мотивационная готовность ребенка, т.е. его желание учиться, познавать новое, позитивный настрой на обучение.

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

 

- Хочешь ли ты пойти в школу?

- Зачем нужно ходить в школу?

- Чем ты будешь заниматься в школе?

- Что такое уроки? Чем на них занимаются?

- Как нужно вести себя на уроках в школе?

- Что такое домашнее задание?

- Зачем нужно выполнять домашнее задание?

- Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

 

   Постарайтесь больше рассказывать ребёнку о школе, делитесь своими позитивными воспоминаниями, тем самым Вы поможете ребёнку сформировать познавательный интерес к обучению в школе.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

В период подготовки к обучению ребёнка в школе, обратите внимание на общую ориентацию его в окружающем мире, запас бытовых знаний. К моменту поступления в школу, ребёнок должен иметь достаточно обширные представления об окружающем мире. Чтобы Вы смогли проверить, насколько эти представления соответствуют возрасту ребёнка, задайте ему нижеследующие вопросы. Если ребёнок дает подробные, аргументированные ответы, можно предположить, что запас его знаний достаточный для его возраста.

 

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Как зовут твоих родителей?

- Где они работают и кем?

- Как называется город, в котором ты живёшь?

- Какая река протекает в нашем городе?

- Назови свой домашний адрес.

- Есть ли у тебя сестра, брат?

- Сколько ей (ему) лет?

- На сколько она (он) младше (старше) тебя?

- Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?

- В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?

- Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?

- Сколько времён года ты знаешь?

- Сколько месяцев в году и как они называются?

- Где правая (левая) рука?

- Какое стихотворение ты можешь рассказать наизусть?

 

«Я боюсь!» - родители часто слышат эти слова от своих детей. Иногда ребёнок и не говорит об этом, но по его поведению можно догадаться, что ему неуютно, дискомфортно, страшно. Нужна ли в таких ситуациях помощь психолога или родители могут помочь ему самостоятельно?

Страх – это не вредная эмоция, это нужная эмоция человека, которая помогает ему избежать или преодолевать потенциально опасные ситуации. Лёгкие опасения и тревоги помогают человеку справляться со стоящими перед ним задачами.

Сильный, навязчивый страх мешает человеку, делает его работу неэффективной, а психологическое состояние дискомфортным.

В процессе развития ребёнок проходит несколько возрастных этапов, и на каждом возрастном этапе он переживает и учится справляться с определённой группой страхов.      

Так, в раннем возрасте ребёнок начинает бояться незнакомых ему людей, что является одним из важнейших показателей его нормального интеллектуального развития.

Для детей 2-3 лет является типичным тревога и страх при изменениях привычного уклада жизни (поездка в гости, поступление в детский сад и пр.), а также страх сказочных персонажей (Бабы Яги, Серого Волка др.).

В 3-4 года ребёнок может бояться темноты, одиночества, замкнутого пространства.

В возрасте 6-7 лет ребёнок начинает задумываться о том, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются, живут, а потом умирают, в этот возрастной период часто появляется страх смерти.

С поступлением в школу самым распространённым страхом у детей является страх не соответствовать ожиданиям взрослых (страх получить двойку, опоздать в школу, быть плохим учеником и т.д.).

Вышеназванные страхи являются возрастными, как правило, по прошествии некоторого времени они проходят сами по себе. Поэтому, если они не доставляют сильного дискомфорта,  ребёнку не требуется профессиональная помощь психолога, достаточно поддержки, внимания и  понимания со стороны родителей.

У эмоционально чувствительных, впечатлительных детей страхи могут принимать навязчивый характер, и если во время не избавиться от таких переживаний, то они могут сохраняться и проявляться и во взрослой жизни.

Существует несколько причин возникновения такого навязчивого страха. Самая распространённая из них – внушение страха, когда взрослые слишком эмоционально обсуждают какую-нибудь ситуацию, предупреждают ребёнка об опасности, при этом ребёнок не может адекватно оценить степень опасности, но бурная реакция взрослого наполняет ребёнка тревогой и страхом. 

Если взрослые чрезмерно опекают ребёнка и не дают возможности ему самому справиться с какими-то делами и ситуациями, то ребёнок, будучи не уверен в своих силах, становится очень зависим от взрослых, и склонен испытывать страхи.

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Если ребёнок впечатлительный, с богатым воображением, то нередко он  сам придумывает себе предмет страха. (Приведение в темноте).

Чувство страха может сформироваться из-за конфликтов в семье, когда ребёнок теряет ощущение стабильности, защищённости, боится оказаться причиной конфликта.

Иногда причиной детских страхов является конкретный случай, напугавший ребёнка (укусила собака, потерялся в парке).

Бывает, что страх является одним из симптомов более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники.

 

Как родители могут помочь ребёнку справиться со страхом?

 

При работе со страхами важно соблюдать осторожность и деликатность, нельзя давить на ребёнка, это может только усугубить имеющиеся проблемы. Не стоит надеяться на мгновенный результат. Преодоление страха – это дело многих дней, а может быть и недель.

Эмоциональное благополучие ребёнка зависит в первую очередь от атмосферы в семье. Поэтому, если у ребёнка страхи, то родителям необходимо задуматься о том, не нужно ли что-то изменить в отношениях с ребёнком. Может быть, некоторые особенности детско-родительских отношений закрепляют страхи и не способствуют их успешному преодолению. Мягкое реагирование на страхи, теплота и принятие, поддержка и понимание - самые действенные способы преодоления страхов.Также, необходимо контролировать, какие программы ребёнок смотрит по телевизору, в какие компьютерные игры играет (нужно избегать сцен с запугиванием, жестокостью, насилием).

Высокоэффективным методом в работе со страхом является его изображение: рисование, лепка из пластилина, глины, песка и последовательное дальнейшее преобразование фигуры страха. В начале работы важно расспросить ребенка о содержании страха, его характере, привычках, причинах «плохого» поведения. Далее, с опорой на фантазию, воображение ребёнка можно предложить смоделировать выход из сложившейся ситуации. Обычно ребёнок сам придумает, как можно сделать страшный персонаж совсем не страшным. Приведу примеры некоторых вариантов преобразования «страшного персонажа»:

- дорисовать (слепить) защитника, волшебный предмет-оберег;

- закрасить «страшного»;

- дорисовать (долепить) интересные детали;

- «нарядить на день рождения»,

- «предложить страху визит к косметологу, парикмахеру»,

- «сделать страху сюрприз»;

- превратить «страшное» в «смешное» (доброе);

- преобразовать мрачное в красивое;

- сочинить сказку со счастливым концом;

- помочь страху найти друга (стать дружелюбным);

- уничтожить «зло» (скомкать, порвать, выбросить и т.д.).

 

После снижения интенсивности переживания страха можно нарисовать рисунок на тему «Как я не боюсь», где ребёнок нарисует себя победителем страха.

Ещё одним способом преодоления страха является игра. В игре ребёнок сначала может выступать в роли пугающих персонажей, и с удовольствием «пугать» родителей. А на следующем этапе можно поменяться ролями и родитель играет роль «страшилки», а ребёнок его обязательно побеждает. Такие игры позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, эмоционально отреагировать на неё.

В процессе преодоления страхов важно поддержать любые, даже самые незначительные успехи ребёнка. Лучше всего - быть рядом, когда ребёнку страшно, оказывать поддержку, вместе придумывать способы (включая волшебные), как справиться со страхом. Если в семье ребёнок чувствует себя в безопасности, когда рядом спокойные, внимательные, любящие мама и папа, то довольно скоро ребёнок справится со страхами, и научится находить выходы из сложных ситуаций. 

            Однако, бывают ситуации, когда родители не могут самостоятельно преодолеть проблему. Важно заметить, что проблемы ребёнка выходят за рамки обычных возрастных трудностей. В случаях патологических страхов, нарушающих полноценное развитие ребёнка, препятствующих общению с окружающими, необходима помощь психолога. Психолог окажет профессиональную помощь в преодолении эмоциональных нарушений у ребёнка.

 

 Как нужно готовиться к школе

  •  Ребенок должен быть хорошо осведомлен о школьной жизни, обязанностях ученика. Прочитайте стихи, рассказы о школе, предложите нарисовать школу, поиграйте в школу. Позиция взрослых должна быть спокойной, разумной и ободряющей.
  • Развивайте у ребёнка умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, подчинять свои действия правилам.
  • Поддерживайте разнообразные контакты ребенка со сверстниками. В зависимости от игровых привычек ребенка стимулируйте его общительность, научите решать конфликтные ситуации.
  • Обратите внимание на психофизическое развитие ребенка. С помощью специальных игр и упражнений можно эффективно преодолеть возможные трудности в развитии малыша (книги и пособия для подготовки детей к школе). В затруднительных случаях обратитесь к специалистам.
  • Важным моментом в подготовке к школьному обучению является развитие мелких мышц рук – научите ребёнка правильно держать ручку и карандаши. Для развития мелкой моторики полезно раскрашивать, штриховать, собирать конструктор из мелких деталей, лепить, вышивать и т.д.
  • Говорите с ребенком и внимательно слушайте его. Рассказывайте ребенку сказки и различные истории. Поощряйте ребёнка обсуждать с вами всё, что он видит или делает. Развитие речи – залог хорошей учёбы!
  • Расширяйте кругозор вашего ребёнка. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка, только в этом случае его познавательный интерес не иссякнет.
  • Совместные занятия с ребенком должны проходить легко, весело и непринужденно. Не превращайте их в школьные уроки с букварем и оценками. Помните о нагрузке.
  • Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком!
24.11.2014
Кризис трёх лет
24.11.2014

 

Я сам!

 

Я негативен и упрям,

 

Строптив и своеволен,

 

Средою социальной я

 

Ужасно недоволен.

 

Вы не даете мне шагнуть,

 

Всегда помочь готовы.

 

О боже! Как же тяжелы

 

Сердечные оковы.

 

Система «Я» кипит во мне,

 

Хочу кричать повсюду:

 

Я – самость, братцы, я живу,

 

Хочу! Могу! И буду!

 

(Булдакова Л. А.)

 

Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве;
детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин;
своеволием;
недисциплинированностью.

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:
в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:
в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
в недовольстве, раздражительности, плаче.
в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
Спокойный тон общения, без раздражительности.
Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
достигнуто не своим трудом.
не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:
за поступок, за свершившееся действие.
начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
наказание не должно вредить здоровью.
если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
надо наказывать и вскоре прощать.
если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.